Царь-танк: первый опыт танкостроения

7Фактов про Царь-танк

Все знают про Царь-колокол или Царь-пушку. Многим известно, что первый танк изобрели англичане. Но даже не все историки знают, что существовал еще и Царь-танк, изобретённый в России намного раньше, чем в Англии.

Известно, что капитан Николай Лебеденко в 1915 году, добился признания своего проекта целесообразным, встречи с императором и финансирования. А инженер Пороховщиков, танк которого имел большие перспективы и стоил в 12 раз дешевле, получил отказ ещё на стадии чертежей. Царь-танк построили, испытали, но в бой он не вышел. Почему?

Какой Царь-танк хотел построить Лебеденко?

Царь-танк был высотой с 3-этажный дом. Его огромные спицевые ведущие колёса в диаметре достигали 9 метров. За ними находился Т-образный корпус шириной 12 метров. Под днищем и на верхней части корпуса находились пулемётные башни. На точках, выступающих за колёса, располагались выступы с подвижными пулемётами. Позади предусматривались ещё два колеса по полтора метра в диаметре. Танк должен был представлять весьма грозное оружие, но в конструкции было несколько существенных ошибок.

Конструкция Лебеденко
Конструкция Лебеденко

Царь-танк: недочёты конструкции

Колёса Царь-танка были огромны, и именно их размер сыграл против машины. Создавалось существенное давление на грунт, и танк увязал в любой почве. Так он застрял во время испытаний под Дмитровом. Причём засел настолько, что вытащить и доставить танк к месту боевых действий не представлялось возможным. Так его там и бросили. До 1917 года его охраняли, а потом случилась революция и стало не до танка. А к 1923 году от «чуда российской инженерной мысли» осталась только память и несколько кусков железа, не тронутых мародёрами.

Если бы Царь-танк всё-таки не увяз, он всё равно не воевал бы. Методом компьютерного моделирования было выяснено, что для уничтожения этой грозной машины достаточно было просто один раз выстрелить из пушки по переднему колесу.

Что предложил Пороховщиков?

Танк Александра Пороховщикова, «Вездеход», имел куда больше перспектив, нежели Царь-танк. Он имел одну гусеницу и колёса, что позволяло ему двигаться по любой местности без риска увязнуть. Машина была покрыта двумя стальными листами, между которыми находилась трава. «Вездеход» был оснащён поворотной башней с трёмя пулемётами «Максима». Ещё один пулемёт крепился спереди. Эту машину забраковали, потому что опытный образец не мог передвигаться по снегу. Тогда Пороховщиков создал «Вездеход – 2», но и от него отказались в пользу Царь-танка. Отказались русские, но не англичане.

Конструкция Пороховщикова
Конструкция Пороховщикова

Британский Mark I

Первый танк, успешно применённый в бою, создали в Англии. Mark I был вооружён двумя пушками и пулемётами: одни спереди и по одному за каждой пушкой. Этот танк плохо истреблял врагов, но превосходно сокрушал укрепления, что позволяло Британии одерживать значительные победы.

Но этот танк является всего лишь переделкой с «Вездехода – 2». Достаточно сравнить сроки. В январе 1915 года танк Пороховщикова был представлен правительству. Спустя всего несколько месяцев, весной, Mark I начали воплощать в металле. А разработка британской бронемашины началась в 1915 году. Такую машину нереально разработать и пустить в серийное производство в столь сжатые сроки (уже в начале 1916 года началось производство первой партии машин). И конструкция у них очень схожая. Различается только вооружение и ходовая часть. А их за несколько месяцев можно существенно переделать.

Как чертежи достались Англии?

На этот вопрос ответить несложно. В правительстве Российской Империи было много людей, действовавших в интересах Антанты, а не своей страны. Они и передали англичанам чертежи двух машин: Царь-танка и «Вездехода».

Британские инженеры сразу поняли, что конструкция Лебеденко абсолютно бесперспективна, а танк Пороховщикова можно доработать и превратить в страшное оружие. Так и был создан Mark I. А в России танковые войска появились только в 1928 году.

Статья взята с нашего канала Яндекс.Дзен.

Автор: admin

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о