
Средние века характеризуются появлением огромного числа христианских реликвий. По всей Европе гуляли тысячи щепок от Креста Господня, мощи, личные вещи Христа и святых. В каждой церкви или часовне обязательно была хотя бы одна реликвия. Оспаривались только самые очевидные поделки, в остальном же на подлинность всех этих вещей не обращали внимания. К одной из таких реликвий относится Туринская плащаница.
Это льняное полотнище, на котором отпечатан лик мужчины, предположительно Иисуса Христа. Среди верующих, плащаница почитается ка святыня. Однако у Церкви нет твёрдой позиции по этому вопросу. Более того, есть ряд моментов, указывающих на то, что Туринская плащаница является подделкой.
История реликвии
В 1350 году француз Жофруа де Шарни во время одного из крестовых походов XIV века захватил плащаницу, в которую по легенде был завёрнут Иисус Христос после смерти. Он гордился этой реликвией, но в 1452 году её приобрёл Людовик Савойский. Он отвёз её в Шамбери, в монастырь. Там плащаница хранилась в серебряной раке. В монастыре в 1532 году случился пожар, в результате которого расплавленное серебро немного повредило реликвию. После этого на 160 лет плащаница пропадает.

В 1694 году плащаницу выставили на всеобщее обозрение в Турине. Тогда её стали называть Туринской плащаницей. Вскоре её вновь свернули и убрали. Доступ к реликвии предоставлялся лишь исследователям, которые до сих пор спорят о её подлинности. Только трижды Туринская плащаница вновь выставлялась на всеобщее обозрение, последний раз был в 2010 году. С тех пор посмотреть на уникальное полотно могут только учёные.
Как выглядит Туринская плащаница?
Золотисто-жёлтый кусок ткани 4,36 метра и шириной 1,09 метра. Здесь два изображения. Первое показывает человека. Сделан оно так, будто завёрнутый в плащаницу человек отпечатался на ней. Второе изображение ненамного выше первого и показывает того же человека со спины. Раны на запястьях, порезы на лбу, синяки на теле. Именно в эту плащаницу по легенде завернули Иисуса Христа во время похорон. Повреждения на теле подтверждают это: в ночь перед Распятием Иисуса били, надевали на голову ему терновый венок.
Подлинная ли она?
Только в прошлом веке Папа римский разрешил учёным изучать плащаницу. Первым делом учёные хотели провести радиоуглеродный анализ, но им не разрешили отрезать от плащаницы кусочки для образцов. Тогда были созданы негативы фотографий, сделанных в 1898 году, когда плащаница была общедоступной. Получилось более точное изображение человека. Учёные проанализировали ткань, выяснили, что на ней есть кровь. Было выяснено, что ткань содержит благовония, которыми в те времена умащивали тела особо почитаемых людей.
Наконец, Папа римский разрешил взять несколько кусочков. В подлинности Туринской плащаницы на тот момент мало кто сомневался. Радиоуглеродный анализ дал совершенно неожиданный результат: плащаница изготовлена в XIV веке.
Даже Церковь поверила, что Туринская плащаница – подделка. Но волей случая этот факт опроверг российский учёный Дмитрий Кузнецов. Он выяснил, что от воздействия тепла предметы могут «омолаживаться». В случае с Туринской плащаницей такое было – в 1532 году в монастыре был пожар, от которого плащаница немного пострадала. Известно, что её вываривали в масле, чтобы доказать её подлинность. Это ещё более «омолодило» Туринскую плащаницу. Поэтому на радиоуглеродный анализ в данном случае полагаться не стоит.
Учёным удалось составить картину появления изображения на плащанице. Христос очень сильно страдал. От страданий из его тела выделилось особое вещество, которое при контакте с благовониями создало этот отпечаток. Чем ближе к ногам, тем слабее отпечаталось тело, и это вполне понятно – пот активнее выделяется в верхней половине тела.
В 2008 году лицо человека с Туринской плащаницы сравнили с шестью разными иконами, изображавшими Иисуса Христа. Совпадение на все сто. То есть на плащанице Иисус Христос.
В 2015 году ДНК-анализ показал, что Туринской плащаницы касались люди самых разных национальностей. Это вполне подходит под историю реликвии: сначала француз Шарни, потом монахи из монастыря, после них тек, кто привёз плащаницу в Турин. И это не считая многочисленных исследователей, которых во все времена было предостаточно.
Туринская плащаница – подделка?
Этой версии учёные находят больше всего доказательств. Во-первых, поза человека. В Израиле людей перед похоронами брили, тогда как мужчина с изображения имеет густую бороду. Руки скрещивались на груди, в то время как на плащанице они прикрывают пах.
Во-вторых, строение плащаницы. Саваны для покойников израильтяне делали из нескольких частей. Для головы предназначался отдельный платок, который «усопший» мог сдёрнуть, если бы оказался живым. Этот платок упоминается и в Евангелие от Иоанна. Туринская плащаница целиком обёртывала тело умершего, в том числе и голову.
В-третьих, возраст. Радиоуглеродный анализ показал, что сделана реликвия в XIV веке. Конечно, учёные, собрав все факты воедино, установили, что возраст плащаницы ненамного превышает две тысячи лет. Но вероятность этого составляет только 95%. А остальные пять? Они относятся к вероятности новодела. Пусть шанс маленький, но его ни в коем случае нельзя отрицать.
В-четвёртых, плетение. Израильтяне плели саваны двусторонним методом, найденный в 2009 году саван это подтверждает. Туринская плащаница выткана саржевым методом – ёлочкой. Так в Израиле никто ткань не делал. Зато в Средневековье эта техника получила широкое распространение. А конкретно этот тип саржевого плетения появился только в XIX веке.
Туринская плащаница – одна из крупнейших загадок религии. Её подлинность разом подтвердит реальность Иисуса Христа и всего, что описано в Библии и Евангелие. Эта плащаница может дать учёным ключ и к разгадке другой тайны: Кто создал мир? Бог или природа?