
В 1972 году американец Билл Стоунхем написал картину «Руки противятся ему». Первая же выставка создала картине репутацию проклятой и населённой призраками. Действительно, с этой картиной связаны несколько странных случаев.
История создания картины
В 1972 году Билл Стоунхем наводил порядок у себя на чердаке. Среди хлама он нашёл давно забытую фотографию. На ней изображён сам художнику в пятилетнем возрасте. Кто девочка рядом – не помнит даже сам Стоунхем. Именно это фото вдохновило художника на создание картины «Руки сопротивляются ему». Свет она увидела в том же году.
Руки не только противятся, но и вызывают страх
В 1972 году «Руки сопротивляются ему» увидел критик-искусствовед из Los Angeles Times. Прошло немного времени, и мужчина умер. Удивительное совпадение в свете последующих событий получило мистическую окраску. Первым владельцем картины стал коллекционер Чарльз Фейнгартен, который совершил самоубийство в 1978 году. Мотивы поступка неизвестны. Практически перед самой смертью, он продал картину, и её владельцем стал известный актёр Джон Марли. Он умер спустя несколько лет, в 1984 году.
Вскоре картину нашли на свалке, по другой версии, обнаружили на стене заброшенной пивоварни. Её подобрала молодая семья. Несмотря на жутковатое изображение, они повесили её в детской. Маленькая дочь каждую ночь приходила к родителям. По её словам дети на картине то дрались, то прятались за дверь. Был случай, когда они звали девочку к себе. Отец поставил камеру, но заснять эти странности не получилось, если не считать кадров, где девочка целится в мальчика из пистолета. К слову, никаких документальных свидетельств тому, супруги не представили. И сами не супруги не отрицают, что столь неожиданный визуальный эффект мог быть вызван игрой света.
Устав от этого, владельцы выставили её на интернет-аукцион. Многие люди стали писать администрации аукциона, что от этой картины у них начиналось головокружение, тошнота. Самые чувствительные падали в обморок. Было даже несколько сообщений об инфарктах.
Наконец картину продали , за 1025 долларов, хотя начальная цена была 199 баксов. Новому владельцу тоже стали приходить письма. В них сообщалось о проклятии картины, были советы сжечь её. Приходили двое экстрасенсов, которые когда-то изгоняли призраков в Амитивилле. Они сказали, что дети выходят с картины и в виде призраков бродят по миру.
В чём секрет картины?
Учёные объясняют эти происшествия совпадениями и эффектом «зловещей долины». Этот эффект возникает у людей, когда они видят человекоподобное существо, например киборга. Он почти как человек, отличается от него лишь мизерными деталями. Это вызывает у людей отвращение, страх, дискомфорт. Не исключён и синдром Стендаля, когда человек ассоциирует себя с увиденным сюжетом. Проявляется патология при внимательном рассмотрении произведений искусства, особенно если их много, и они сосредоточены в одном месте: храм, картинная галерея и пр. При определённых обстоятельствах, это может вызвать острый приступ паники и галлюцинации, особенно у впечатлительных людей.
Мальчик на картине выглядит странно. Билл Стоунхем так положил тени, что мальчик выглядит неестественно, и взгляд у него довольно тяжёлый. Голова кажется плоской, при взгляде с большого расстояния она и вовсе отделена от тела. Очень нелепо смотрятся руки и ноги. Девочка – кукла. Одно это пугает зрителя, немного присмотревшегося к картине. Прибавить к этому руки за стеклянной дверью – эффект малоприятный.
Сам автор раскрывал смысл своей картины следующим образом. Дверь – граница между реальностью и сном. Мальчик – он сам. Кукла – проводник в мире за дверью. Руки – другие судьбы. У этой картины есть три «продолжения»: «Сопротивление на пороге», «Порог откровения» и «Руки изобрели его». На первой картине мальчик изображён сильно повзрослевшим, он даже поседел. Куклу-проводника он разобрал. За стеклом на заднем плане сильно «подросшие» руки.
На картине «Порог откровения» мальчик превратился в глубокого старика. Кукла изменилась – стала настоящим человеком.
Последняя картина показывает сюжет из «Руки сопротивляются ему». за стеклом на заднем плавне – силуэты мальчика и куклы. На переднем плане – тот же мальчик, но слегка повзрослевший.
Вместе они создают незабываемое впечатление, но так и не дают нам понять авторский замысел. К слову, с последующими картинами никаких мистических историй не связано. Свою первую работу, Билл Стоунхем отказался копировать наотрез, хотя ему это предлагали, и неоднократно.