
В 1910 году увидел свет роман Гастона Леру «Призрак оперы». В нём рассказывается о человеке по имени Эрик. Он родился с уродливым, асимметричным лицом, поэтому ему приходилось носить маску. Он жил в подземной камере под Парижской Оперой. Эрик очень любил оперу и часто занимал пятую ложу.
Однажды Эрик увидел молодую певицу Кристин. Он полюбил её и начал давать ей уроки пения, чтобы она из хористки превратилась в звезду сцены. Однажды они спели дуэтом. Кристина, руководствуясь любопытством, сняла маску с партнёра и увидела его лицо. В это время Призрак Оперы узнаёт, что у Кристины есть жених.
Эрик похищает девушку. Напрасно её ищет полиция, напрасно жених вместе с директорами оперы пытается отыскать её в подземельях. Один старый рабочий знает путь к логову Призрака Оперы и соглашается провести туда жениха Кристины. Эрик пытается убить всех, но всё-таки находит в себе силы отпустить любимую. Немногие знают, что Гастон Леру написал свой роман под впечатлением от событий, реально произошедших в Парижской Опере.
Кости в подвале
В 1908 году рабочие Парижской Оперы проводили осмотр подземелий. Они решили разрушить стену, показавшуюся им ненужной. За ней обнаружилась комната, замурованная изнутри. В ней лежал скелет. Череп был асимметричен, человек при жизни явно не блистал красотой. На одном из пальцев было золотое кольцо.
Директор Оперы был поражён случившимся и нанял для расследования журналиста Гастона Леру. Он осмотрел комнату и скелет. Затем начал опрашивать рабочих, которые участвовали в постройке Парижской Оперы или приходились родственниками строителям. Они рассказали ему историю одного из архитекторов.
Призрак оперы: нежеланный ребёнок
Родился этот человек в деревне Дарнеталь. Мать всеми силами скрывала факт нежелательной беременности и стягивала растущий живот корсетом. Возможно, именно этот факт повлиял на его внешний вид. Мать не хотела ребёнка и, как только он подрос, она продала его цыганам; по другой версии он сам сбежал из дома в восьмилетнем возрасте и попал к цыганам. Цыгане использовали уродство мальчика, чтобы зарабатывать деньги. Со временем они завезли его куда-то на восток, предполагается, что он попал в Персию. Там он научился архитектурному мастерству и прибыл в Париж.
Призрак оперы был её архитектором
В это время шло строительство Парижской Оперы, и он сразу устроился на стройку. Его архитектурные способности были оценены по достоинству. Главный архитектор, Шарль Гарнье, лично принял его на работу. У многих людей его внешний вид вызывал страх, поэтому он начал носить маску. Когда строительство завершилось, он попросил разрешения поселиться в подвале. Так будущий Призрак Оперы стал постоянным жителем Парижской Оперы.
Неудачная любовь
Вскоре архитектор влюбился в одну из певиц. История не сохранила её имени и фамилии. Она не ответила взаимностью. Тогда он уговорил певицу прийти к нему. Они провели в подвале две недели. Архитектор отпустил девушку, а сам исчез. Ходил слух, что он замуровал себя в одной из подвальных комнат. Именно его кости нашли рабочие во время осмотра подземелий.
Призрак оперы и тайна пятой ложи
В романе Эрик всегда занимал ложу №5, потому что именно оттуда открывался самый лучший вид. Неоднократно проверено, что вид оттуда не очень хорош. Больше половины сцены загораживает колонна, а из глубины ложи вообще ничего не видно. Никаких тайных ходов в этой колонне нет, это тоже проверено неоднократно. В романе сказано, что Призрак Оперы всегда находился в глубине ложи. Сейчас некоторые зрители видят в глубине ложи №5 худую фигуру в белой маске.
Упавшая люстра
Это один из самых известных эпизодов в романе. Если верить книге, люстра весом в 200 тонн упала на голову консьержки, следившей за пятой ложей. На самом деле люстра весит в 28,5 раза меньше, чем это описано в романе. Более того – упала не она, а её противовес, обладавший куда более скромными габаритами – 700 килограмм. Полиция выяснила, что на чердаке произошло короткое замыкание, и трос противовеса пережгло. В результате он свалился на зрителей. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести, одна из зрительниц погибла.
Подземное озеро
В романе Эрик увозит Кристину в подземелье, преодолевая при этом подземное озеро. Гастон Леру во время осмотра подземелий действительно видел огромный подземный водоём. Выяснилось, что фундаменту Парижской Оперы не хватало прочности. Тогда Шарль Гарнье принял необычное решение – затопить фундамент. Это решило ещё одну проблему – почва под Оперой больше не размывалась подземным притоком Сены. Озеро сохранилось до сих пор, оно используется как резервуар для воды на случай пожара.