“Маус”: супероружие Третьего Рейха, неспособное воевать

7Фактов о Маусе

8 июля 1942 года в кабинете Гитлера прошло совещание. Рассматривались способы прорыва фронта и уничтожения советских армий. Именно в этот день Фердинанд Порше и Альберт Шпеер получили задание создать танк прорыва, чтобы сломить сопротивление советских войск на Восточном фронте. С этого события начинается история сверхтяжёлого танка «Маус».

История создания

14 мая 1943 года Гитлеру представили деревянный макет будущего «танка прорыва». Фюрер одобрило проект и началось воплощение «Мауса» в металле. Вся промышленность Германии поднялась на создание экспериментальной машины. Корпус, башню и орудие изготавливали лучшие немецкие фирмы: «Крупп», «Шкода», «Даймлер-Бенц», «Сименс». Собирали танк на заводе «Алкетт».

В декабре 1943 года прототип был завершён. На металлический корпус установили деревянную башню, не устанавливалось никакого оборудования. Ходовые испытания был пройдены успешно. Тогда на танк поставили настоящую башню и разместили всё необходимое оборудование. В результате у немецких инженеров получился гигантский танк под 200 тонн весом. В полной боевой комплектации он прошёл все ходовые испытания. Стрельбы проводились, но данных об их результатах нет.

Во время разработки поступали предложения оснастить танк разными видами вооружения: орудиями различных калибров или пулемётами. Был даже вариант с установкой огнемёта вместо обычного орудия. Инженеры подсчитали, что установка огнемёта добавит к весу «Мауса» ещё шесть тонн, ни один двигатель не потянет эту массу. Пулемёт в качестве основного орудия тоже был отвергнут. В итоге конструкторы остановились на орудии 128-мм калибра. Был вариант с 75-мм калибром в качестве вспомогательного.

Инновационные решения и реализация проекта “Маус”

«Маус» был полон оригинальных технических решений. Из-за огромного веса он не мог двигаться по мосту, любой пролёт рухнет под тяжестью танка. Немецкие инженеры придумали выход из положения. Конструкция «Мауса» была герметичной и позволяла ему двигаться по дну водоёма без экипажа (в теории). Управление при этом должен был осуществлять по радиосвязи второй танк. Для большей прочности брони сталь была покрыта особым составом. Движение гусениц осуществлялось при помощи одного двигателя, приводившего в действие электромоторы. У каждого ведущего катка был свой мотор.

Было изготовлено два «Мауса», ещё 9 остались незавершёнными. Они были подготовлены к переброске на фронт. Но наступление РККА сорвало все планы. Забрать «Маусы» в Берлин не представлялось возможным, и командование приказало взорвать их. Остатки сверхтяжёлых танков достались Красной армии. Они были отправлены в Ленинград на изучение. После этого из уцелевших деталей собрали «Маус» и выставили его в Военно-историческом музее в Кубинке.

Технические характеристики

Размеры «Мауса» поражали воображение. Вместе с пушкой его длина была более десяти метров. Корпус был ненамного меньше – 9 метров. Ширина составляла 3,67 метра; высота примерно такая же. Танк делился на три отсека. В отделении управления находились водитель и радист. Позади них было моторное отделение с двигателем и топливными баками. Над ним находилось боевое отделение танка. В башне были командир и три человека орудийной обслуги.

Броня «Мауса» была непробиваемой для существовавших на тот момент орудий. Толщина брони в среднем составляла порядка 200 мм. Она была сделана из особой гомогенной стали, обладающей куда большей прочностью, чем любой другой металл. На одном из «Маусов» были видны следы от снарядов крупного калибра – очевидно, броня танка была непробиваема даже для него самого.

«Маус» отличался низкой подвижностью. Максимальная скорость составляла всего 20 км\ч. Зато проходимость была прекрасной за счёт широких гусениц. «Маус» мог пройти везде, даже по речному илу. Маскировка этого танка была на нуле, и в бою он представлял бы отличную мишень для артиллерии. Во время испытаний выяснилось, что он был достаточно манёвренным для своих габаритов и оказался очень простым в управлении.

Мог ли «Маус» воевать?

Разумеется, огромная броня давала «Маусу» существенное преимущество перед другими танками. Его никто не мог пробить, в то время как орудие «Мауса» без труда должно было крушить советские «тридцатьчетвёрки» и КВ. но низкая подвижность делала его прекрасной мишенью для артиллерии. Реальную помощь «Маус» мог оказать, прикрывая огнём наступающие войска и отвлекая внимание противника.

Мощь этих танков не могла изменить судьбу Третьего Рейха, но «Маус» мог ненадолго отсрочить поражение в войне. Танк собирались перебросить на фронт, но советское наступление заставило немецкое командование взорвать оба экземпляра и бежать. «Маус» помог советским инженерам разработать более совершенные танки, способные намного лучше противостоять противнику. На этом его роль в мировой истории заканчивается.

Автор: admin

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии