
Иван Никитович Кожедуб родился в 1920 году на Украине. В 1934 окончил семилетку и пошёл работать. Увлекался рисованием, устроился на работу в Шосткинскую библиотеку. Когда началась индустриализация, отправился получать специальность в химико-технологическое учебное заведение. Записался в аэроклуб городка Шостка, мечтал стать лётчиком. Начиная с 1940 года начал службу по призыву. В том же году Кожедуб выпустился из авиашколы и начал преподавать в ней. В 1941 году вместе с авиашколой Иван Кожедуб эвакуировался в казахстанский город Шымкент.
Здесь он продолжал заниматься подготовкой пилотов, неоднократно обращался с просьбами отправить его на фронт. На эти заявления руководство отвечало неизменным отказом. В 1942 году командование выполнило просьбу Кожедуба, и он отправился в действующую армию. В звании старшего сержанта, Иван Никитович был зачислен в 240-й полк истребительной авиации.
Иван Кожедуб: краткая военная биография

Свои две войны, Иван Кожедуб начал не совсем удачно. Во время первого вылета, молодой лётчик был обстрелян немецким «мессером». Только благодаря бронеспинке не пострадал от попавшего в самолёт зажигательного снаряда. На подлёте к аэродрому его обстреляли советские зенитки. Несмотря на это, Кожедуб успешно приземлился, хотя восстановить самолёт было невозможно.
Следующие вылеты Кожедуб совершал, занимаясь разведкой и осуществляя связь. В 1943 году лётчик был повышен до младшего лейтенанта. 6 июля он сбил свой первый «Юнкерс». К 9-му июля боевой счёт молодого аса пополнился ещё тремя воздушными победами.
В начале 1944 года Иван Никитович Кожедуб был представлен к звезде Героя за 20 побед. Спустя несколько месяцев количество сбитых фашистов увеличилось почти в 2,5 раза, и Кожедуб ещё раз получил высшую награду СССР.
День Победы Кожедуб встретил в звании гвардии майора. За 30 боевых вылетов он сбил 62 самолёта Люфтваффе в 120 сражениях. Последний раз он вылетал в бой над Берлином. Он сбил 2 немецких самолёта. В августе Кожедуб стал трижды Героем Советского Союза. Кожедуб писал в книгах и мемуарах, что сбивал он не только немцев. Однажды ему пришлось принять бой с двумя американцами, которые приняли советского лётчика за немца.
За 4 года войны ни одному немцу не удалось сбить Кожедуба. Он всегда сажал самолёт, даже сильно повреждённый. Он был одним из тех немногих, кому удавалось сбить турбореактивный истребитель, Ме-262, хотя до Кожедуба это удавалось только американским пилотам.
Послевоенная деятельность лётчика-истребителя

После войны он остался служить в авиации. В 1951 году Ивана Никитовича откомандировали в Корею в звании командира авиадивизии. Под его руководством было выиграно 216 боёв при потерях 9 человек и 27 самолётов. Кроме того, он обучал лётному делу не только советских курсантов, но и начинающих пилотов из дружественного Китая.
С 1956 по 1978 годы Кожедуб сменил несколько важных должностей в советских ВВС. В 1970 году он стал генерал-полковником, а в 1985 – получил звание маршала. Стал народным депутатом, участвовал в заседаниях Верховного совета с 1-го по 5-ый созыв. Иван Никитович Кожедуб ушёл из жизни 8 августа 1991 года.
Награды

Иван Кожедуб трижды удостоился звания Героя Советского союза. Он также стал одним из 12 семикратных кавалеров орденов «Красного Знамени». Дважды стал кавалером орденов «Ленина» и «Красной Звезды». Был награждён орденами Александра Невского, Отечественной Войны I степени и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степеней.
Не обошли стороной его и зарубежные деятели. Он стал кавалером монгольского ордена Красного Знамени. Польское правительство наградило его орденом Возрождения Польши. За участие в Корейской войне правительство КНДР наградило его орденами «Свобода и Независимость» и Государственного Флага I степени. От правительства ГДР Кожедуб получил орден За заслуги перед Отечеством.